RU

Старт испытаний российских беспилотников без водителя перенесен на 2021 год

20 августа 2020
20 августа 2020
Испытания беспилотных автомобилей в полностью автономном режиме, без подстраховки инженера-водителя, пройдут в I-II кварталах 2021 г., говорится в скорректированной дорожной карте по внедрению беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования.

Ранее такие испытания планировалось начать уже осенью. «Ведомости» ознакомились с обновленной картой, ее подлинность подтвердили два федеральных чиновника и сотрудник участвующей в проекте компании. Документ доработан четырьмя профильными министерствами -  Минтрансом, Минпромторгом, МВД и Минэкономразвития - и должен быть вот-вот внесен в правительство, добавляют два собеседника, третий утверждает, что он уже направлен в правительство.

«Испытание беспилотников без инженера в салоне - ключевой этап в процессе их внедрения. От этих испытаний по сути зависит судьба проекта», - говорит представитель рабочей группы «Автонет» Национальный технологической инициативы (НТИ) Ярослав Федосеев. «Автонет» участвует в разработке нормативных документов по беспилотной тематике и в разработке некоторых технологий. Разработчику может потребоваться до года автономных испытаний, чтобы подтвердить, что технология пригодн и отработана и пригодна, добавляет Федосеев. А если возникнут непредвиденные сложности, что весьма вероятно, то времени понадобиться больше.

Начать полностью автономные испытания уже осенью хотели «Яндекс», Сбербанк, ГАЗ и Камаз, это предложения с одобрения правительство фигурировало в первой версии дорожной карты. Эти сроки были нереалистичными и не учитывали мнения многих органиций, также занятых разработкой беспилотных технологий, говорит Федосеев. Это компания Starline, Volvo, Scania, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), команды университета Иннополис и другие. «Главное, что разработчики в России еще технически не готовы выезжать на дороги без страхующего водителя. Готов, пожалуй, только «Яндекс», остальным разработчикам еще до этого далеко», - продолжает Федосеев. 

«Правительство до конца августа рассмотрит обновленную карту и представит ее президенту, так как внедрить беспилотные технологии поручал Владимир Путин. Реализации мероприятий дорожной карты, в том числе беспилотные испытания, сдвинулись из-за пандемии», - объясняет федеральный чиновник.

В первом полугодии 2021 г. отдельные субъекты создадут условия для испытания беспилотников без инженера в салоне на дорогах общего пользования, говорится в дорожной карте. Сегодня такое движение разрешено в России только в закрытых испытательных зонах.  Последним этапом дорожной карты является согласование в четвертом квартале 2024 г. техрегламента Таможенного союза по требованиям к беспилотникам, говорится в карте. Это будет означать возможность их эксплуатации в странах Таможенного союза. В предыдущей версии дорожной карты запуск коммерческой эксплуатации беспилотников был намечен на 2023 г. Замминистра транспорта Алексей Семенов на онлайн-сессии «Цифровой транспорт и логистика» в середине июля говорил, что беспилотники появятся в России все-таки в 2024 г. «Ключевой проблемой остается отсутсвие диалога в отрасли: компании-разработчики еще ни разу не представили результаты своих испытаний со статистикой по типам ДТП и другим проблемным точкам, а это важно для разработки всех нормативных документов и определения сроков», - говорит собеседник в одной из компаний. Если эта тенденция сохранится, и особенно с учетом переноса автономных испытаний, выход в коммерческую эксплуатацию беспилотников в России может сдвинуться и позже 2024 г., предрупреждает он. К переносу сроков могут привести и возможные бюрократические процедур на этапе корректировки техрегламента Таможенного Союза, добавляет Федосеев из «Автонета».

«Минтранс совместно с Минпромторгом прорабатывают возможность создания в отдельных субъектах условий для тестирования беспилотных автомобилей без инженера-испытателя. Такие изменения будут внесены в постановление правительства № 1415 о тестировании беспилотников. Это предусмотрено разработанным планом внедрения беспилотников в России», - говорит представитель Минтранса.

«Наша технология готова к постепенному переходу на следующий уровень - движению без человека в салоне. Беспилотные автомобили «Яндекса» уже два года ездят без водителей в качестве роботакси в Иннополисе (IT-город в Татарстане с населеним 3800 человек). Также в августе мы начали регулярные тесты без инженера в салоне на улицах общего пользования в Энн-Арбор, штат Мичиган, где такие испытания разрешены», - рассказал представитель «Яндекса».
«Камаза» начал испытывать беспилотную технику в 2019 г. в одной из шахт Кузбасса - грузовой беспилотник со страхующим водителем двигался по промышленной трассе из точки погрузки в точку разгрузки. В апреле 2020 г. наши грузовики в таком же режиме прошли испытания на Восточно-Мессояхском месторождении «Газпром нефти». Беспилотные машины-роботы также ездят по территории нашего завода в Набережных Челнах», - говорит представитель «Камаза». ГАЗ разработал свои протитипы беспилотников на базе электромобиля «ГАЗель NEXT», их тестирование до сих пор проводилось на полигоне завода, говорит представитель этой компании.