Старт испытаний российских беспилотников без водителя перенесен на 2021 год
20 августа 2020

20 августа 2020
Испытания беспилотных автомобилей в полностью автономном режиме, без подстраховки инженера-водителя, пройдут в I-II кварталах 2021 г., говорится в скорректированной дорожной карте по внедрению беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования.
Ранее такие испытания планировалось начать уже осенью. «Ведомости» ознакомились с обновленной картой, ее подлинность подтвердили два федеральных чиновника и сотрудник участвующей в проекте компании. Документ доработан четырьмя профильными министерствами - Минтрансом, Минпромторгом, МВД и Минэкономразвития - и должен быть вот-вот внесен в правительство, добавляют два собеседника, третий утверждает, что он уже направлен в правительство.
«Испытание беспилотников без инженера в салоне - ключевой этап в процессе их внедрения. От этих испытаний по сути зависит судьба проекта», - говорит представитель рабочей группы «Автонет» Национальный технологической инициативы (НТИ) Ярослав Федосеев. «Автонет» участвует в разработке нормативных документов по беспилотной тематике и в разработке некоторых технологий. Разработчику может потребоваться до года автономных испытаний, чтобы подтвердить, что технология пригодн и отработана и пригодна, добавляет Федосеев. А если возникнут непредвиденные сложности, что весьма вероятно, то времени понадобиться больше.
Начать полностью автономные испытания уже осенью хотели «Яндекс», Сбербанк, ГАЗ и Камаз, это предложения с одобрения правительство фигурировало в первой версии дорожной карты. Эти сроки были нереалистичными и не учитывали мнения многих органиций, также занятых разработкой беспилотных технологий, говорит Федосеев. Это компания Starline, Volvo, Scania, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), команды университета Иннополис и другие. «Главное, что разработчики в России еще технически не готовы выезжать на дороги без страхующего водителя. Готов, пожалуй, только «Яндекс», остальным разработчикам еще до этого далеко», - продолжает Федосеев.
«Правительство до конца августа рассмотрит обновленную карту и представит ее президенту, так как внедрить беспилотные технологии поручал Владимир Путин. Реализации мероприятий дорожной карты, в том числе беспилотные испытания, сдвинулись из-за пандемии», - объясняет федеральный чиновник.
В первом полугодии 2021 г. отдельные субъекты создадут условия для испытания беспилотников без инженера в салоне на дорогах общего пользования, говорится в дорожной карте. Сегодня такое движение разрешено в России только в закрытых испытательных зонах. Последним этапом дорожной карты является согласование в четвертом квартале 2024 г. техрегламента Таможенного союза по требованиям к беспилотникам, говорится в карте. Это будет означать возможность их эксплуатации в странах Таможенного союза. В предыдущей версии дорожной карты запуск коммерческой эксплуатации беспилотников был намечен на 2023 г. Замминистра транспорта Алексей Семенов на онлайн-сессии «Цифровой транспорт и логистика» в середине июля говорил, что беспилотники появятся в России все-таки в 2024 г. «Ключевой проблемой остается отсутсвие диалога в отрасли: компании-разработчики еще ни разу не представили результаты своих испытаний со статистикой по типам ДТП и другим проблемным точкам, а это важно для разработки всех нормативных документов и определения сроков», - говорит собеседник в одной из компаний. Если эта тенденция сохранится, и особенно с учетом переноса автономных испытаний, выход в коммерческую эксплуатацию беспилотников в России может сдвинуться и позже 2024 г., предрупреждает он. К переносу сроков могут привести и возможные бюрократические процедур на этапе корректировки техрегламента Таможенного Союза, добавляет Федосеев из «Автонета».
«Минтранс совместно с Минпромторгом прорабатывают возможность создания в отдельных субъектах условий для тестирования беспилотных автомобилей без инженера-испытателя. Такие изменения будут внесены в постановление правительства № 1415 о тестировании беспилотников. Это предусмотрено разработанным планом внедрения беспилотников в России», - говорит представитель Минтранса.
«Наша технология готова к постепенному переходу на следующий уровень - движению без человека в салоне. Беспилотные автомобили «Яндекса» уже два года ездят без водителей в качестве роботакси в Иннополисе (IT-город в Татарстане с населеним 3800 человек). Также в августе мы начали регулярные тесты без инженера в салоне на улицах общего пользования в Энн-Арбор, штат Мичиган, где такие испытания разрешены», - рассказал представитель «Яндекса».
«Камаза» начал испытывать беспилотную технику в 2019 г. в одной из шахт Кузбасса - грузовой беспилотник со страхующим водителем двигался по промышленной трассе из точки погрузки в точку разгрузки. В апреле 2020 г. наши грузовики в таком же режиме прошли испытания на Восточно-Мессояхском месторождении «Газпром нефти». Беспилотные машины-роботы также ездят по территории нашего завода в Набережных Челнах», - говорит представитель «Камаза». ГАЗ разработал свои протитипы беспилотников на базе электромобиля «ГАЗель NEXT», их тестирование до сих пор проводилось на полигоне завода, говорит представитель этой компании.
Ранее такие испытания планировалось начать уже осенью. «Ведомости» ознакомились с обновленной картой, ее подлинность подтвердили два федеральных чиновника и сотрудник участвующей в проекте компании. Документ доработан четырьмя профильными министерствами - Минтрансом, Минпромторгом, МВД и Минэкономразвития - и должен быть вот-вот внесен в правительство, добавляют два собеседника, третий утверждает, что он уже направлен в правительство.
«Испытание беспилотников без инженера в салоне - ключевой этап в процессе их внедрения. От этих испытаний по сути зависит судьба проекта», - говорит представитель рабочей группы «Автонет» Национальный технологической инициативы (НТИ) Ярослав Федосеев. «Автонет» участвует в разработке нормативных документов по беспилотной тематике и в разработке некоторых технологий. Разработчику может потребоваться до года автономных испытаний, чтобы подтвердить, что технология пригодн и отработана и пригодна, добавляет Федосеев. А если возникнут непредвиденные сложности, что весьма вероятно, то времени понадобиться больше.
Начать полностью автономные испытания уже осенью хотели «Яндекс», Сбербанк, ГАЗ и Камаз, это предложения с одобрения правительство фигурировало в первой версии дорожной карты. Эти сроки были нереалистичными и не учитывали мнения многих органиций, также занятых разработкой беспилотных технологий, говорит Федосеев. Это компания Starline, Volvo, Scania, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), команды университета Иннополис и другие. «Главное, что разработчики в России еще технически не готовы выезжать на дороги без страхующего водителя. Готов, пожалуй, только «Яндекс», остальным разработчикам еще до этого далеко», - продолжает Федосеев.
«Правительство до конца августа рассмотрит обновленную карту и представит ее президенту, так как внедрить беспилотные технологии поручал Владимир Путин. Реализации мероприятий дорожной карты, в том числе беспилотные испытания, сдвинулись из-за пандемии», - объясняет федеральный чиновник.
В первом полугодии 2021 г. отдельные субъекты создадут условия для испытания беспилотников без инженера в салоне на дорогах общего пользования, говорится в дорожной карте. Сегодня такое движение разрешено в России только в закрытых испытательных зонах. Последним этапом дорожной карты является согласование в четвертом квартале 2024 г. техрегламента Таможенного союза по требованиям к беспилотникам, говорится в карте. Это будет означать возможность их эксплуатации в странах Таможенного союза. В предыдущей версии дорожной карты запуск коммерческой эксплуатации беспилотников был намечен на 2023 г. Замминистра транспорта Алексей Семенов на онлайн-сессии «Цифровой транспорт и логистика» в середине июля говорил, что беспилотники появятся в России все-таки в 2024 г. «Ключевой проблемой остается отсутсвие диалога в отрасли: компании-разработчики еще ни разу не представили результаты своих испытаний со статистикой по типам ДТП и другим проблемным точкам, а это важно для разработки всех нормативных документов и определения сроков», - говорит собеседник в одной из компаний. Если эта тенденция сохранится, и особенно с учетом переноса автономных испытаний, выход в коммерческую эксплуатацию беспилотников в России может сдвинуться и позже 2024 г., предрупреждает он. К переносу сроков могут привести и возможные бюрократические процедур на этапе корректировки техрегламента Таможенного Союза, добавляет Федосеев из «Автонета».
«Минтранс совместно с Минпромторгом прорабатывают возможность создания в отдельных субъектах условий для тестирования беспилотных автомобилей без инженера-испытателя. Такие изменения будут внесены в постановление правительства № 1415 о тестировании беспилотников. Это предусмотрено разработанным планом внедрения беспилотников в России», - говорит представитель Минтранса.
«Наша технология готова к постепенному переходу на следующий уровень - движению без человека в салоне. Беспилотные автомобили «Яндекса» уже два года ездят без водителей в качестве роботакси в Иннополисе (IT-город в Татарстане с населеним 3800 человек). Также в августе мы начали регулярные тесты без инженера в салоне на улицах общего пользования в Энн-Арбор, штат Мичиган, где такие испытания разрешены», - рассказал представитель «Яндекса».
«Камаза» начал испытывать беспилотную технику в 2019 г. в одной из шахт Кузбасса - грузовой беспилотник со страхующим водителем двигался по промышленной трассе из точки погрузки в точку разгрузки. В апреле 2020 г. наши грузовики в таком же режиме прошли испытания на Восточно-Мессояхском месторождении «Газпром нефти». Беспилотные машины-роботы также ездят по территории нашего завода в Набережных Челнах», - говорит представитель «Камаза». ГАЗ разработал свои протитипы беспилотников на базе электромобиля «ГАЗель NEXT», их тестирование до сих пор проводилось на полигоне завода, говорит представитель этой компании.